Автопортал

Все о ремонте автомобиля

Центровочные кольца для литых дисков

Центровочные кольца для литых дисков

Вокруг этих простейших деталей давно идут бои местного значения на площадках интернета. Существуют два диаметрально противоположных мнения.

• Центрирующие кольца абсолютно бесполезны. В процессе монтажа колеса оно однозначно притягивается и фиксируется коническими фасками под крепежные болты или гайки, имеющие точно такой же конус.

• Центрирующие кольца обязательны к применению, поскольку коническая посадка крепежа не обеспечивает идеальной центровки диска относительно ступицы.

Истина не то чтобы посередине, но значительно ближе к одному краю, нежели к другому.

Зачем центруется колесо.

Затем, что малейшее биение тут недопустимо. Как бы идеально не было бы отбалансировано колесо, если смонтировать его с отклонением оси вращения от оси балансировки – оно будет бить при работе, появятся сильнейшие вибрации, возникнет резонанс, колесо может быстро износиться, а то и мгновенно разрушиться. С этим не спорит никто. Но тут сразу можно наблюдать любопытный факт – самые страшные рассказы о последствиях и подробное описание вращения с вибрацией доносятся от сторонников применения этих самых колец. А больше всего – от их изготовителей и продавцов. Похоже, что запугать клиента – это половина успеха. Но что такое вибрации и дисбаланс знает каждый.

Мысленные эксперименты.

Один из способов понять необходимость того или иного предмета – представить себе, что было бы без него. Взять и убрать любую центровку по внутреннему отверстию диска. Что произойдёт? А ничего.

Любая относительная фиксация двух предметов относительно друг друга возможна только при полном устранении зазора между ними. С гарантией, то есть в диапазоне возможных сочленений или посадок — зазор, отсутствие зазора и натяг, надо выбирать натяг. Поскольку нулевых зазоров без натяга в природе не существует. Когда требуется закрепить, например, деталь болтовым соединением, то резьба затягивается с определённым моментом, а не просто до касания между деталями. Ибо понятно, что без натяга нулевой зазор быстро становится ненулевым под воздействием малейших нагрузок. В случае же с автомобильным колесом, нагрузки очень даже не нулевые.

Теперь следующий шаг, центрирующее кольцо остаётся (особенно пластиковое, так ещё смешнее), но убираются конусы с болтов крепления. Лучше не пытаться проделывать это вне рамок мысленного эксперимента. Результат весьма предсказуем – соединения будут разбиты при езде, а центровочное кольцо лишь слегка и временно смягчит неминуемые последствия. Пока само не будет раздавлено.

Надёжная фиксация.

Бывает, что центрирование по осевому отверстию всё же применяется. Это разные варианты крепления колёс спортивных автомобилей, где привычные автолюбителям гайки по окружности отсутствуют. Но там эти функции возложены на одну большую центральную гайку, которая и несёт на себе обязанности отцентровать и зафиксировать колесо. Ни малейшего отношения к изучаемым кольцам этот случай не имеет.

В гражданских же автомобилях, колесо центруется исключительно конусами крепёжных гаек. Отверстия под шпильки и болты выполняются с высокой степенью точности, что гарантирует посадку без биений даже на очень больших скоростях. Это многократно проверено миллионами людей, большинство из которых и не слыхивало про какие-то кольца, если их ранее не посетили откровения продавцов колец или горячих их сторонников из ближайшего интернета.

Поведение колёсных дисков в динамике.

Часто приводятся доводы, что всё хорошо при монтаже колеса и даже при его вращении в вывешенном состоянии, а вот на дороге, когда к колесу во всех плоскостях прикладываются большие силы, конусные гайки не в состоянии удержать диск на месте, и вот тут-то в дело вступает центрующее кольцо. Оно надёжно стабилизирует положение диска на ступице, что не позволяет откручиваться болтам или гайкам его крепления. Что особенно актуально в случае литых или кованых дисков, которые отличаются большой жёсткостью и никакие болты долго не выдержат.

В какой-то мере рассуждения верные. Действительно, затянутые с недостаточным моментом болты долго не удерживаются на месте, если применены диски из лёгких сплавов вместо штатных штампованно-сварных конструкций. Всё так, кроме одного – ни малейшего отношения к центрующим кольцам это не имеет.

Дело в том, что каждое соединение имеет свои, рассчитанные конструктором, параметры. И если меняется жёсткость диска, да ещё и в несколько раз, то нужны другие болты и другой момент их затяжки. А об этом мало кому известно. Как и о том факте, что штампованный стальной диск в какой-то мере выполняет функции пружинной контрящей шайбы, что уменьшает вероятность самооткручивания соединений. Проставочные кольца же здесь помогут не более чем слой клея на привалочной плоскости диска.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Все права защищены; 2022 Автопортал
Яндекс.Метрика