Автопортал

Все о ремонте автомобиля

Свечи зажигания

Свечи зажигания

Автомобильная свеча зажигания для бензинового двигателя является оконечным исполнительным устройством в сложной и хорошо продуманной системе, обеспечивающей бесперебойную инициацию горения смеси бензина с воздухом в нужном месте и в нужный момент. Учитывая тот факт, что современные двигатели обычно работают на переобеднённой смеси, которая и сама-то по себе плохо горит, поджечь её одинаково стабильно в сложных условиях, когда она ещё и частично перемешана с остатками отработавших газов – очень непростая задача. Решить её можно только относительно высокотехнологичным устройством, каким бы простым оно ни казалось при беглом взгляде.

Из чего состоит свеча.

Упрощённо можно сказать, что в свече есть два электрода, один из которых соединён с массой двигателя, на второй подаётся высокое напряжение, а между ними расположен изолятор. В принципе, так оно и есть. Но в реальности всё непросто.

Напряжение на свечу подаётся очень высокое, это десятки киловольт в импульсе. Ведь искра должна пробить не просто небольшой газовый промежуток, а создать как можно больше плазмы в условиях движения сложной смеси газов и паров с большой скоростью, хаотично и при высоком давлении. А чем больше давление, тем более высоким должно быть напряжение пробоя. И наступить пробой обязан только в том промежутке, который для того предназначен, и нигде более. Для этого изолятор выполняется достаточно высоким, чтобы максимально удалить входной контакт свечи от ближайших металлических деталей, на него плотно надевается защитный колпачок, а материал изолятора должен выполнять свои функции в широчайшем диапазоне температур. Ведь та его часть, которая находится в цилиндре, разогревается при работе до величины порядка тысячи градусов по Цельсию. Не теряя при этом своих изолирующих свойств, не забрасываясь отложениями и не утратив механической прочности, несмотря на воздействие десятков самых настоящих взрывов в секунду, иногда с разрушительным детонационным фронтом взрывной волны.

Помимо этого, изолятор должен выполнять две взаимоисключающие функции, не допускать калильного зажигания, когда смесь будет воспламенена едва достигнув раскалённой свечи, не дожидаясь момента искрообразования, и не быть при работе излишне холодным, поскольку в таком случае он не сможет самоочищаться и мгновенно будет забросан продуктами высокотемпературного разложения бензина и масла. Примерный диапазон стабильной температуры свечи при работе определяется её калильным числом. Требования к этой характеристике заложены в конструктив двигателя. Каждый мотор предпочитает своё значение калильного числа, отсюда про свечу говорят, что она горячая или холодная.

Центральный электрод свечи должен обеспечивать формирование фронта плазменной области, для чего его лучше всего сделать тонким и заострённым, при этом долго сохраняться и не обгорать, для чего он должен быть толстым и закруглённым. Опять противоречие. Выходят из него изготавливая электрод либо достаточной сложной формы, либо-таки заострённым, но из благородных металлов и сплавов, что помогает ему выжить в подобных условиях. Отсюда и появляются рекламные тексты в названиях дорогих, долговечных свечей про платину и иридий. Даже про двойную платину и премиальный иридий. Заодно применение острого и тонкого электрода позволяет существенно увеличивать величину искрового промежутка, а это даёт больше плазмы на поджиг плохо горящей смеси.

Желательно ещё конструктивно максимально уменьшить так называемую паразитную ёмкость свечи, которая способна растянуть во времени фронт нарастания высокого напряжения на искровом промежутке. Это тоже очень непросто, усложняет и удорожает изделие.

Эксплуатация свечей.

Про то, что свечи надо периодически менять, известно всем. Но в последнее время эта процедура приобрела особую важность, поскольку стали применяться индивидуальные катушки зажигания на каждую свечу, а коммутация происходит по низкому напряжению. Это снимает многие проблемы, но порождает одну – катушки установлены в глубоких колодцах многоклапанных двигателей между распредвалами, то есть вокруг них металл и их очень трудно изолировать. Плюс их компактное исполнение. Из-за этого они очень чувствительны к превышению вторичного напряжения. А виновата в таком превышении обычно состарившаяся свеча, у которой в разы вырос искровой промежуток, искажена форма электродов, и в отвратительном состоянии помехоподавляющий дополнительный резистор. В результате катушку пробивает безвозвратно, а стоит она недёшево. Да и мотор остаётся без одного цилиндра, что неблагоприятно скажется на его ресурсе.

Производители стараются продлить срок службы свечей, применяя благородные сплавы, как описано выше. Но сделать вечную пока никому не удалось. Зато есть выбор – применить обычную свечу из никелевых сплавов и менять её каждые десять тысяч километров пробега, или поставить иридий и забыть на шестьдесят тысяч. Каждый решает сам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Все права защищены; 2022 Автопортал
Яндекс.Метрика